Калибруем монитор

Зачем все это надо?
Дело в том, что компьютерная техника, в отличии, например от фотографии развивалась слишком быстрыми темпами, чтобы успеть выработать международные стандарты цвета. А так как в этой области конкурентная борьба имела решающее значение, то каждая компания, проводящая работы в области цвета, претендовала на лидерство и считала своим долгом разработать собственные стандарты цвета. По этому мы имеем невероятное количество цветовых профилей или «профайлов» от разных фирм и довольно серьезно различающихся друг от друга.

Естественно это приводит простого пользователя, да и часто даже профессионалов в полное замешательство. Для меня цвет тема очень болезненная, я различаю очень много оттенков, которые не замечают даже профессионалы работающие в типографиях и фотостудиях. По этому я и решил окончательно с этим разобраться.

Итак, если не вдаваться в подробности цветообразования и создания цветовых профильных файлов, на сегодняшний день, мы имеем следующую картину: существует ряд стандартов, к которым стремятся производители, чтобы хоть как-то упорядочить работу с цветом. Тут как с метрической системой мер. Я думаю, забавно было бы, если бы мы, до сих пор, мерили локтями и саженями. Так же и тут. Исходя из нашей близости к Европе, в европейской части нашей страны, для работы в полиграфии, используются принятые в Европе стандарты цвета. На дальнем востоке очень любят японские настройки, например. Вообще в мире фактически есть три основные концепции полиграфического цвета, которые используются наиболее широко. Это европейская, японская и американская система отображения цвета. Я не буду углубляться, большинству пользователей достаточно просто знать, что есть различия и при случае суметь сориентироваться.

С чего начать?
Для начала нужно определиться с выводом цветовой информации. А если проще определить для себя где ты будешь печатать свои нетленные художественные творения. Если ты будешь делать только цифровые фотографии это одно. Если ты будешь заниматься цветной полиграфией, это немного другое, а широкоформатная плоттерная печать — третье.

Я рассмотрю каждый пункт подробно. Но для начала неплохо бы сходить в то учреждение где ты планируешь печатать свою продукцию и слегка поинтересоваться: а не знают ли они, случайно, на какой цветовой профиль настроено их оборудование? Если тебе дадут развернутый утвердительный ответ, то приготовься к серьезной битве за цвет, но в итоге здесь ты добьешься максимального результата. В остальных случаях смотри сам. В идеале, тебе лучше попросить образец готовой продукции и файл, из которого это печаталось. Я понимаю, что это из разряда фантастики, но все-таки попробовать стоит. Иначе тебе придется напечатать, что ни будь в этом заведении вслепую.

Главным подготовительным действием для калибровки монитора можно назвать две составляющие: наличие графического файла и готовой продукции полученной путем распечатки этого файла.

Теперь небольшое отступление из моего опыта работы с цветом.

Чтобы по ходу работы не возникали вопросы типа: я хорошо калибровал монитор, а цвет все равно не попадает, почему? Я хочу, поподробнее, рассказать об особенностях работы с цветом в разных технологиях.

1. Цифровая фотопечать
При печати в цифровых фотолабораториях, важно помнить, что составления цвета в цветной фотографии идет по тому же принципу, что и в кинескопе монитора. То есть тремя цветными лазерами изображение переносится на фотобумагу, дальше обычный процесс проявки. Если тебе удастся найти фотолабораторию с вменяемым персоналом, да еще и с хорошо настроенной аппаратурой, то ты можешь получить максимально качественный цвет в своих творениях.

Реально на сегодняшний день я не могу назвать устройств с более точной цветопередачей. Основные проблемы: а) Не настроена машина. Проблема на самом деле, не редкая. И тут ни чего не поделаешь, хоть что делай со своим монитором. Проще сменить лабораторию. б) Не добросовестные работники, использующие просроченные или разбадяженные химикаты. С этим тоже ни чего не сделаешь, результат может быть не предсказуемый. Выход тот же, что и в пункте «а». в) «Умный» оператор. Если оператор лаборатории считает, что твои фотографии недостаточно обработаны и им нужна коррекция, то ты чаще всего получаешь невероятно контрастные отпечатки. Потому, что в машине для фотопечати коррекция дискретная и довольно грубая. В лучшем случае удается найти лабораторию с хорошо настроенной машиной и вменяемого оператора, которого можно попросить печатать твои снимки без коррекции.

2. Печать в типографии
Если ты решил прикоснуться к великому миру цветной полиграфии, то будь готов к любым результатам. Дело в том, что получение полиграфического изображения происходит путем наложения четырех и более красок одна на другую. Я не буду рассказывать всю технологию, это слишком долго. Скажу только, что получение изображения происходит в несколько этапов и на каждом этапе можно внести погрешность. Поэтому различие в цвете в 15-20% при печати одного и того же файла это вполне нормальное явление. И если тебе в типографии говорят, что это не так, тебе просто врут. Это особенность технологии. В лучшем случае ты не получишь различия цвета в одном тираже. Это может обеспечить только процентов десять современных типографий.

Для получения предсказуемого результата существует система цветов Pantone. Но и тут цвет может гулять в пределах 5%. Дело в том, что цвета PANTONE, бадяжат на заводах по производству красок, стоят они дорого, но еще имеет значение, на сколько качественно будет нанесен этот цвет и какая будет бумага. Так, что калибровать монитор под типографию можно только приблизительно.

3. Печать на широкоформатном плоттере.
Вообще в эту категорию можно засунуть и печать на струйном принтере.

Но сначала важно понять, что есть две основные технологии широкоформатной печати: интерьерная печать и печать для наружной рекламы. Первая чаще всего ведется красками на водной основе, а вторая сольвентными красками, которые более устойчивы к атмосферным явлениям и меньше выцветают. Наилучшего цвета можно добиться только при печати красками на водной основе. В остальных случаях придется мириться с довольно серьезным различием в цвете с оригиналом. Тут масса факторов, потому, что могут отличаться даже цвета основных красок в зависимости от производителя.

Начинаем калибровать
Теперь к сути вопроса. Для начала скажу, все мониторы по-разному поддаются калибровке. Из опыта могу сказать, что чем проще монитор, чем меньше в нем всяких цветовых наворотов, тем проще его настроить для профессиональной работы. Так, например навороченные плоские полупроводниковые мониторы корректно настроить для работы с цветом практически невозможно. Можно добиться только приблизительных значений. Итак, последовательность действий такая:

1. Сначала нужно настроить сам монитор
Для этого нужно обнулить все настройки яркости и цвета и установить принятые по умолчанию. Цветовую температуру лучше установить на 6500, либо если есть установка sRGB, выбрать именно этот режим.

2. Настройка операционной системы
Я рассказываю пока только про Windows. Заходишь в свойства рабочего стола, там находишь «параметры» дальше «дополнительно» в появившейся менюшке «управление цветом». Скорее всего, там будет профиль, который ты установил, устанавливая монитор, либо там ни чего не будет. Нажимаешь добавить. И из появившегося окошка выбираешь необходимый профиль. Тут небольшое дополнение: если тебе нужен универсальный профиль, то выбирай «sRGB». Если же, ты работаешь исключительно с типографией, то я рекомендую «Adobe RGB 1998». Он лучше конвертируется в CMYK, но при цифровой фотопечати ты можешь заметить, что в нем большее количество цветов, чем поддерживает фотолаборатория. Короче выбираешь профиль и устанавливаешь его по умолчанию для системы, после чего переходишь к следующему этапу.

Калибруем монитор

3. Настройка программ
Настраивать надо ту программу в которой ты работаешь и файлы которой ты отправляешь в печать. Я расскажу, как настроить Photoshop и Corel Draw. Запускаешь Photoshop, находишь там меню «Edit», в нем раздел «Color Setting» в нем выставляешь следующие настройки:

kall2.jpg

Либо если у тебя версия 7 или CS(8), то ставишь установку европейский препресс, а затем изменяешь профиль RGB на тот, который ты поставил для монитора.

В Corel Draw технологи подобная – «tools»(инструменты) => «Color Setting»(управление цветом). А дальше по приведенной иллюстрации. Если ты работаешь в типографии то стрелку управления цветом нужно включить в сторону типографского цветоделения, а потом к монитору. А если для фотопечати, то на прямую. Короче, разберешься. Другие программы настраиваются по аналогии.

kall3.jpg

4. Непосредственно калибровка
Калибровать монитор можно с помощью нескольких программ. А при их отсутствии настройками самого монитора. Тут каждый выбирает для себя. Со многими мониторами идет программное обеспечение позволяющее настраивать цвет. Если ни чего из этого не установлено, но есть что-то из графических программ от Adobe, то в системе будет программа Adobe Gamma. Она находится в панели управление. Большой разницы нет, главное понять технологию. Итак:

— Сначала запускаешь графический редактор и открываешь в нем файл, который ты распечатал в выбранном тобой заведении (см. «С чего начать»).

— Затем запускаешь программу калибровки, в моем случае Adobe Gamma. Меню «ПУСК» => «панель управления» => «Adobe Gamma».

— Выбираешь режим ручной настройки(Control Panel)

— Отключаешь режим «View Single Gamma Only», в меню Hardware и Adjusted выбираешь режим 6500K. И аккуратно регулируя движки цветов, добиваешься максимального соответствия изображения на экране распечатанному образцу.

kall4.jpg

Вообще, если ты калибруешь монитор для фотопечати, то разумно сделать цветовую шкалу, распечатать ее и по ней проводить калибровку. После достижения нужного результата, программа предложит сохранить получившийся профиль. Я рекомендую как то выделить его от стандартных, потом записать на дискету и хранить на случай переустановки системы.

Вот собственно и все.

Как понимаешь все это делается субъективно и эмпирически, а по этому результат во многом зависит еще и от твоего цветовосприятия. Но в принципе можно добиться довольно высокого качества цвета.

Добавить комментарий